Оригинальная тормозная колодка, про-маркированная производителями мотоциклов как HONDA, KAWASAKI, SUZUKI не выпускается
заводами-производителями мотоциклов. Современное производство существует в условиях жесточайше конкуренции, а, как многим
известно из отечественного опыта - трудно быть профессионалом во всех областях одновременно. Если завод знает и умеет разрабатывать
моторы – не означает, что он знает как выпускать вилки или сальники или блоки управления к моторам. Поэтому завод сфокусирован на
своей части работы – моторе и раме, а все остальное – поставляется фабрикам партнеров. Узкоспециализированные производства с
многолетним опытом производства сальников, вилок, электроники не только могут предложить качественные запчасти, но и лучшие цены.
Заводу, выпускающему мотоциклы несравнимо выгоднее заказывать лампочки в фары на стороннем заводе, контролируя качество, чем
налаживать свое производство, приобретая опыт на своих ошибках.
То же самое происходит и с тормозными системами. Тормозные системы поставляются третьими лицами – NISSIN, TOKYCO, BENDIX,
GALFER, BREMBOи другими. Как правило, системы поставляются по техническому заданию завода-производителя мотоциклов.
Итак, мы выяснили, что тормозные системы производятся сторонними фабриками.
Что же происходит на самой фабрике, производящей тормозные системы? - она работает, руководствуясь теми же принципами. Фабрика,
выпускающая суппорта и тормозные диски - не выпускает сальники, болты, поршни, заклепки для дисков, тормозные колодки – эта
продукция заказывается на специализированных фабриках. Если вы оцените изделие, лежащее перед вашими глазами, с точки зрения
технолога, то поймете, что принцип МАТРЕШКИ универсален. Если в изделии задействованы разные производства или технологии –
например молния в брюках, пуговица на рубашке – вы можете быть уверенны, что эти запчасти производятся сторонними компаниями. В
мировой практике - большая редкость, когда под одним крылом удается эффективно объединить и развить несколько производств
одновременно. Тем ни менее, случаи, когда фабрика покупает поставщика запчастей к её изделиям - известны. В этом случае поставщик
практически полностью перестает работать на внешний рынок и сосредотачивается на внутренних поставках.
Теперь мы знаем, что завод, выпускающий мотоциклы не выпускает тормозные системы, а завод, выпускающий тормозные системы не
выпускает колодки. Так кто же выпускает колодки? Колодки выпускаются заводами, специализирующимися на производстве фрикционных
материалов. Фрикционный материал – это поверхность, которая непосредственно соприкасается с тормозным диском. Мы открываем
новую матрешку - конечно же, металлические подложки, используемые в тормозных заводах - не выпускаются заводами-производителями
фрикционных материалов.
Завод, выпускающий колодки так же не выпускает графит, кварц, медь, уголь, алюминий, кевлар, используемый в
колодках. Закупая материалы, контролируя качество, обрабатывая их, смешивая в разных пропорциях, завод получает фрикционную
пластину, которая затем наклеивается на подобранную тормозную подложку. Нередко, если клиент - крупный - заводы поставщики
металлических подложек, поставляют металлические подложки с определенными характеристиками на правах эксклюзива.
Таким образом, полагаясь на профессионалов в своих областях, через экономию и рациональное мышление удается предлагать
качественную колодку потребителю по доступной, рыночной стоимости.
Касаясь оригинальной тормозной колодки в мотоциклах - её качество сознательно выбирается средним. Между авто и мотопромом есть
существенное отличие. Автомобильные колодки втрое больше мотоциклетных, а их средняя стоимость ниже. Поэтому поставщики
неоригинальных автомобильных колодок экономят буквально на всем. Автомобиль оборудован гидроусилителем, развивающим большое
давление на тормозных колодках и, в какой то мере, компенсирующим их качество. В силу структуры авто-рынка, неоригинальные
тормозные колодки с характеристиками оригинальных колодок или превышающих их - большая редкость. Кроме того, на авто-рынке
огромное число поставщиков в которых потребителю можно легко запутаться. Поэтому многие авто-любители, пересаживаясь на
двухколесного коня, применяют ту же стратегию поведения, что и в авто, полагая, что лучше оригинала – ничего нет.
На моторынке ситуация иная. Мотоциклетные колодки относительно дорогие, количество материала, используемого в колодках не велико,
гидроусилителя, большинство мотоциклов – не имеют, поэтому качество мотоциклетной колодки, всегда превышает качество
автомобильной. Пример из продукции GALFER – городской автомобильный состав G1045 не имеет аналогов в мото. Качественный
автомобильный состав ТЮНИНГ, G1054 является вариацией базового мотоциклетного состава G1055.
Если посмотреть на отечественный авто, мотто-рынки опытным взглядом, то окажется, что на авто рынке 80% колодок хуже оригинальных ,
15% обладают схожими характеристиками и 5% лучшими, на мото-рынке 35% колодок хуже оригинальных, 40% обладают схожими
характеристиками и 25% лучшими.
Как же получилась такая диспропорция в автопроме? Причин несколько.
- В отличие от среднего мотоциклиста - средний автомобилист почти не нагружает тормоза, пробки,
ограничения скорости, плотный поток снижает требования к условиям эксплуатации колодок. - Гидроусилитель – современный, автомобильный гидроусилитель развивает значительное давление на
колодках, при этом оставляя ощущение легкости у автовладельца. Таким образом, частично компенсируется недостаток коэффициента трения в колодках. - Борьба поставщиков за монополию на рынке. Каждый поставщик пытается предложить цену ниже
рыночной. Как правило, это возможно ценой изменения состава фрикционной пластины или работой по ценам близким к себестоимости