( ... шт. )

GALFER - тормозные колодки для мотоциклов, тормозные лепестковые диски для мотоциклов - ГАЛФЕР

Навигация: Галфер » Интересно » Принцип работы тормозов
Четверг, 21 Ноя 2024

Принцип работы тормозов

Принцип работы тормозов или умные составы.

Главная задача тормозной пластины – обеспечивать тормозную систему коэффициентом трения в условиях эксплуатации транспортного средства. При этом пластина должна быть износоустойчива и не содержать элементов, грубо повреждающих тормозной диск. Совокупность свойств, таких как коэффициент трения, износоустойчивость, устойчивость к образованию глазури и износ колодкой тормозного диска называются качеством тормозной пластины.
Остановимся детально на центральном показателе качества тормозной пластины – коэффициенте трения.  Коэффициент трения – это объединяющий термин, который состоит из нескольких составляющих, на которых мы детально и остановимся в отдельности.


1. Начальный коэффициент трения

Или начальный укус. Это коэффициент трения, которым обладает колодка в первую десятую доли секунды после начала торможения – или торможение на холодную. Под температурой на холодную понимается температура поверхности фрикционной пластины до 50С. Для обеспечения начального укуса в колодке используются специальные модификаторы трения, работающие на холодную. Как это часто бывает, материалы, работающие на холодную, плохо работают после прогрева и основная задача модификаторов начального коэффициента трения – работать в первые секунды на холодной колодке. Как правило,  городские и гоночные составы сфокусированы на начальном коэффициенте трения, т.к. качество начального коэффициента трения напрямую влияет на загрузку передней подвески. Металлические SINTERED составы, традиционно обладают большим начальным коэффициентом трения, чем полу-металлические или огранические.

2. Прогрессия коэффициента трения

Это основная составляющая коэффициента трения. После начала торможения – коэффициент трения начинает стремительно расти. Если в начале торможения коэффициент трения может быть 0.4мю или ниже, то, в случае гоночных тормозных колодок,  к моменту завершения торможения коэффициент трения может вырасти до 0.72мю.  Рост коэффициента трения под действием температуры называется прогрессией.

Прогрессия является уникальным параметром для каждой модели тормозной колодки.

Рассмотрим  графики, характерные для нескольких тормозных составов.

Городской и гоночный состав, прогрессия, рост коэффициента трения в зависимости от температуры.  Торможение с 230 Км/ч

Тормозные колодки - зависимость коэффициента трения от температуры

Прогрессия городского тормозного состава – не очень велика, коэффициент трения медленно растет с ростом температуры. На той же самой температуре городским составом достигается меньший коэффициент трения.  Отметим, что некоторые профессиональные гоночные составы, такие как G1300 и G1003 обладают схожим коэффициентом трения на холодную.

Городской и гоночный состав, прогрессия, рост коэффициента трения в зависимости от времени, торможение с 230 Км/ч.

Тормозные колодки, рост коэффициента трения со временем
Мы видим, что рост коэффициента трения у гоночных колодок – лавинообразен. Коэффициент трения набирается значительно быстрее.  Быстрый рост коэффициента трения тормозной колодки – ключ к поздним торможениям на треке.

3. Увядание

Под увяданием понимается замедление или прекращение роста коэффициента трения под действием температуры.  Все тормозные составы склонны к увяданию, отличие составов со спортивным уклоном от городских в том, что точка увядания находится на сверх-высоких, не достижимых температурах.   Тем ни менее, даже гоночные составы склонны к увяданию на треке. Только самые качественные колодки обеспечивают прогрессию коэффициента трения при многочисленных торможениях с больших скоростей.  Представителями таких составов являются G1003 и G1300.


Увядание по температуре, городская колодка, торможение с  230Км/ч

Тормозные колодки - процесс увядания
Увядание по времени, городская и спортивная колодки, торможение с 230 Км/ч

4. Регрессия

Регрессия это процесс, обратный прогрессии. Некоторые тормозные колодки настолько теряют коэффициент трения после прогрева, что начинается обратный прогрессии процесс – уменьшение коэффициента трения с ростом температуры.


На графике ниже продемонстрирована регрессия при экстремальном торможении с 230Км/ч

Тормозные колодки - Регрессия


5. Заглазуривание

При агрессивных торможениях поверхность колодки разогревается до такой степени, что металлы и присадки, используемые в колодке, могут оплавляться или подгорать, образуя пленку с иными фрикционными характеристиками, нежели сама тормозная колодка. Не смотря на то, что производители качественных тормозных колодок пытаются не использовать материалов, приводящих к образованию глазури, до конца эту проблему решить не удается. Для борьбы с образованием глазури используются проточки на тормозных дисках, снимающие пленку глазури.

6. Качество играет роль

Благодаря информационному вакууму на рынке создалось впечатление, что все колодки одинаковы. Это не так, качественные тормозные колодки это сложный микс материалов, обеспечивающих качественный, прогрессирующий, высокий коэффициент трения.

Добавить комментарий


Защитный код Обновить