Перед каждым, владельцем мотоцикла, рано или поздно, встает вопрос выбора тормозных колодок. К сожалению, вопрос – какие колодки лучше ставит продавца в тупик. Он может выразить свои предпочтения, но обоснования им он вряд ли найдет. Так чем же отличаются тормозные колодки? Давайте дадим на этот вопрос популярный ответ.
1. Прогрессия
Первый, самый значимый для колодок показатель это коэффициент трения. Все современные тормозные колодки обладают прогрессией. Прогрессия это рост коэффициента трения с ростом температуры – иными словами после начала торможения и ростом температуры фрикционной пластин коэффициент трения начинает расти. Одна из первых задач, возникающая перед разработчиком тормозных колодок – создать материал пластины, обладающий линейной прогрессией в диапазоне температур использования колодки. Во время торможения, если коэффициент трения просто перестает расти, то возникает ощущение, будто на тормозные диски попало масло. Задача эта непростая и на сегодняшний день нет материала с доступной стоимостью, который бы обладал линейной прогрессией во всех диапазонах температур. Кроме того, ярко выраженная прогрессия хороша для асфальта, но приводит к срыву колес на грунте. Для туристов важна работа колодок на холодную и живучесть. Для спортсменов важно сохранять коэффициент трения при экстремальных температурах. Для трек дней важна живучесть и стоимость колодки. Поэтому разработчик фрикционных материалов вынужден использовать разные составы для города, трека, соревнований, грунта и туризма.
Как правило, колодки, оптимизированные для городской езды, обладают неплохой прогрессией низкой стоимостью, предсказуемостью и способны работать в диапазоне температур, достигаемых в городе. Нужно понимать, что если не ставить задачу специально, в городе нельзя достичь температур, достигаемых на треке и уж тем более на соревнованиях. Поэтому городская колодка, всегда работающая в городе, перестает работать на треке.
Колодки, оптимизированные для туризма, работают на низких температурах, обладая повышенной живучестью. При этом тормозная прогрессия - чуть хуже чем на городских колодках.
Колодки оптимизированные для кольцевых гонок по асфальту обладают чудовищной прогрессией и устойчивостью к температурам, но на низких температурах обладают меньшим коэффициентом трения чем обычная городская колодка.
2. Эффект увядания
У любой колодки, в том числе - гоночной, существует температура, при которой на поверхности колодки образуется пленка из глазури или газы (продукты горения). С наступлением процессов плавления или горения коэффициент трения колодки падает. Снижение коэффициента трения с ростом температуры называется эффектом увядания. На практике существуют температуры, при достижении которых рост коэффициента трения останавливается или даже возникает обратный эффект – снижения коэффициента трения.
Городские колодки, оптимизированные на работу в среднем диапазоне температур – будут увядать на треке. Гоночные колодки, оптимизированные на высокие температуры, не будут обладать тем же коэффициентом трения на холодную как городские.
Кроме городских G1054, G1370, G1371 и гоночных G1300, G1003 колодок мы выпускаем серию колодок тюнинг G1651 и серию спортивных колодок, являющимися переходным звеном между городом и спортом – G1375.
3. Износоустойчивость
Третья проблема, встающая перед разработчиком фрикционных материалов – износоустойчивость. Нужно сделать такую колодку, которая бы была достаточно жесткой и не стиралась, и, одновременно - была бы достаточно мягкой, чтобы не изнашивать тормозные диски. Состав фрикционной пластины это смесь разных компонентов. Связующий в единое компонент называется матрицей. Как правило, Матрицей служат полимеры, которые как клей связывают в единое составляющие фрикционной пластины. Вкрапления меди, которые можно наблюдать в фрикционной пластине выполняют две роли - являются механическими усилителями конструкции с одной стороны и модификаторами трения с другой. Модификатор трения это компонент колодки, который обеспечивает тормозную прогрессию. В колодке используется не один а несколько модификаторов трения, обеспечивающих работу колодки в проектируемом температурном диапазоне.
4. Стоимость
Рынок тормозных компонентов высоко-конкурентный. Помимо фабрик, на рынке представлены бренды, заказывающие тормозные колодки на фабриках под своим именем. Общее число брендов, представленных на Российском рынке – более 50. В этих условия важно не просто уметь производить фрикционные материалы но у уметь их производить с доступной стоимостью. Компания GALFER производит тормозные системы и компоненты уже более 50 лет и умеет предложить качественные продукты по доступной стоимости.